Дэвис Майлз Дьюи

Майлз Дэвис - американский джазовый трубач и бэнд-лидер. «Чёрный принц джаза», трубач, композитор, руководитель самых известных джазовых ансамблей, выдающийся новатор, оказавший значительнейшее влияние на развитие музыки XX века. Он стал родоначальником множества стилей и направлений в джазе, таких как модальный джаз, прохладный джаз и фьюжн, первым создал джаз-рок-группу. Семь раз удостоился премией "Грэмми".

Майлс Дьюи Дэвис родился в богатой афро-американской семье 26 мая 1926 года в Олтоне, штат Иллинойс, США. В 1927 году семья переехала в Восточный Сент-Луис.

Музыкальное образование Майлза началось в 13 лет, когда отец подарил ему трубу и организовал занятия с местным музыкантом Элвудом Бьюкененом. В возрасте 16 лет Дэвис уже играл профессионально. В 17 лет он провел год в группе Эдди Рэндла - Blue Devils.

В 1944 году Майлз Дэвис на время болезни основного трубача играл в группе Билли Экстайна несколько недель. В 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, посещал джем-сейшнз на 52-й улице. В ноябре этого же года Дэвис вошел в квинтет Чарли Паркера, записав "Now's The Time и Billie's Bounce". Он постепенно вырабатывал собственное звучание - длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы.

В 1946 Майлз Дэвис заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, его партнерами стали Сонни Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч.

В 1948 он собрал нонет, который вошел в историю джаза как Capitol Band - первый ансамбль так называемого «прохладного джаза».

Но карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е. он увлекся наркотиками и после записей 1950-51 гг. с составом Metronome All Stars не появлялся на сцене 4 года.

Во второй половине 1950-х Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии.

В 1960-е Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов Уэна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса. Он триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза - Davis In Europe, Seven Steps To Heaven, My Funny Valentine, Miles Smiles.

В конце 1960-х Дэвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки и пригласил в свою группу молодых исполнителей. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов - Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way и Bitches Brew.

В 1970-е Майлз Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу и стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дейвиса ухудшалось. После 1975 он не появлялся на сцене 6 лет.

О возвращении возвестил альбом The Man With A Horn (1981). В оркестре вновь появились новые имена— Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu. Дейвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины.

Майлз Дэвис умер 28 сентября 1991 года в Санта-Монике, штат Калифорния, в возрасте 65 лет.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу