1 февраля во второй раз за последние семь лет в Москве играл Джеймс Картер (в данном случае — сопрано-, альт- и тенор-саксофоны, а также флейта) в составе своего Organ Trio (Леонард Кинг-мл. — барабаны, Джерард Гиббс — орган Hammond, клавишные). Концертный зал им. Чайковского представил выдающегося джазового саксофониста в концерте одного из филармонических абонементов; артистов представлял старейшина джазового сообщества России — петербургский музыковед Владимир Фейертаг.
Зная музыку Картера, я предполагала «отрыв башки», но что башку начнут отрывать с первых же нот — не ожидала. Саксофонист открыл концерт долгим сольным и вольным вступлением (конспектируя происходящее, я сначала опечаталась и написала «вольным»; исправила, но слово решила оставить, потому что оно очень правильно характеризует игру американского саксофониста).
Ключевая характеристика игры Картера — очень высокая степень технической свободы. К тому, что он делает с инструментом, не всегда можно подобрать адекватный музыкальный термин. Порой даже мне (с некоторой саксофоновой подготовкой за плечами) трудно понять, как он делает некоторые вещи. То есть в принципе саксофон так звучать не может. А у Картера — звучит.
Концерт получился мощный, весёлый и в хорошем смысле эклектичный. Но, к сожалению, не обошлось без ложки дёгтя. Несмотря на запрет, одна из слушательниц зачем-то стала снимать выступление трио на видео. Заметив это, Картер довольно жёстко потребовал немедленно прекратить съёмку, и этот инцидент сказался как на музыкантах, так и на публике. Было заметно, что Картер старается вернуть себе прежнее беззаботное настроение, но получается с трудом. А виновница инцидента преспокойно покинула зал (не подумайте, никто её не гнал) — видимо, особо и не задумываясь о том, что только что испортила удовольствие нескольким сотням людей.
Источник: jazzru.wordpress.com