Роговой оркестр

Можно сказать, что зарождённый в 1751 г. роговой оркестр стал настоящим явлением для русской культуры. Основал его Ян Мареш, будучи участником придворного оркестра. Мареш был известен, как хороший валторнист, виолончелист и просто хороший мастер. Его детище, роговой оркестр, представляло собой собрание разных по длине охотничьих рогов, каждый из которых издавал только 1 звук.

В тредне того времени

Такое музыкальное открытие быстро вошло в моду. При этом в составе такого оркестра могло играть более сотни человек, задействующих один или два рога. Многие состоятельные дворяне, такие, как Демидов, Розумовский, Шереметев, Салтыков и т. д. создавали при своих домах подобные коллективы. Стоит отметить, что игра в таком оркестре требовала особого умения и навыков. Для одного выступления необходимо было проводить массу репетиций, так как задача музыкантов состояла в точном вычислении паузы, чтобы вовремя сыграть свой звук. Чаще всего этим занимались крепостные, поскольку их труд не нужно было оплачивать.

Роговой оркестр задействовал практически все развлекательные сферы того времени:

- Балы;

- Маскарады;

- Парковые прогулки;

- Серенады;

- Фейерверки и т. д.

Также имеются данные, что такие оркестры принимали участие в публичных театральных постановках и концертах. А в 19 в., когда оркестр как таковой получил широкое признание, роль рогового стала намного разнообразней и значительнее.

Знатоки своего дела

Одно из оркестровых выступлений роговых исполнителей было отмечено Л. Шпором, посетившим концерт в 1801 г. Как отметил знаменитый немецкий скрипач, увертюра, исполняемая музыкантами, была настолько сложной, что с ней едва бы справился струнный оркестр. Тем не менее, рожисты исполнили музыку достаточно чисто, исполняя быстрые пассажи, играя только каждый по своей ноте. Это невероятное представление достойно внимания.

Многие придворные композиторы включали в свои сочинения партии для рогового оркестра. В масштабном плане этим любил заниматься Джузеппе Сарти. Например, когда Григорий Потёмкин одержал победу над турками, в имении генерала под руководством Сарти было исполнено «Te Deum» двумя хорами, большим оркестром с многочисленными трубами, колоколами и барабанами, роговым оркестром и батареей из 10 пушек. Похожий состав исполнил «Giove, la Gloria e Marte» по случаю падения крепости Килия (1790 г.).

Нарастающая популярность роговой музыки вынесла её за пределы России. Так, в 1824 и 1830 гг. Салтыков с коллективом гастролирует во многих Европейских странах. И только в середине 19 в. такая музыка начала терять свою привлекательность и актуальность. На протяжении 150 последних лет культурные деятели пытались возродить роговую музыку, но ни одна попытка не увенчалась успехом, так как секреты этого искусства канули в лету.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу