Как появились ноты

Интересовался ли кто-нибудь музыкальной грамотой? Для кого-то она является чем-то непонятным, кто-то может прочесть её, как книгу. Но задумывался кто-то, как и когда она появилась, откуда взялись ноты, и почему их только 7?

Появление нот

Нотная грамота существовала не всегда. Изначально музыка воспроизводилась по памяти, но со временем произведения искажались, что побудило людей искать новые методы передачи музыки в том виде, какой её придумали изначально. Каждый народ имел свои способы передачи музыки. К примеру, в Древней Греции вместо привычных нам нот использовали буквы, а вот григорианская музыка передавалась благодаря специальной системе — невмы. Но они передавали только направление музыки без точной высоты звука. Невмы представляли собой число звуков в одном слоге с небольшим украшением мелодии. Что же касается деталей произведения, то их исполнители додумывали сами. Невмы были похожи на точки, запятые и чёрточки, расположение которых часто путало музыкантов.

Неразбериха с символикой закончилась вначале 21 в. Спасением стал итальянский монах, который по совместительству преподавал пение и был музыкантом. Его звали Гвидо Аретинский (Гвидо д' Ареццо). Он просто нарисовал линии, на которых разместил ноты. Сначала линий было 4, и они были разных цветов. Линии дали возможность знакам обзавестись своей графической высотой, и ноты стали размещаться не только на линии, но и между ними. Если появлялись новые знаки, то они изображались овальной формы чёрного или белого цвета. Цвет означал длительность звука, а размещение на линии — их высоту. Эти знаки назвали нотами (от лат. notatio - обозначение).

Название и количество нот

Первое время знаки оставались безымянными, но тот же Гвидо дал им название. А было это так. д' Ареццо. Гвидо написал гимн на честь покровителя церковных певцов, которая была просьбой о сохранении голоса. Стихотворные строчки находились таким образом, что знаки начинались на одну ступень выше впереди идущих. Первый слог каждой строчки и был изначальным названием нот, и это существенно отличалось от знакомых нам названий. Звучали они так: - Re - Mi - Fa - Sol - La. Переход на октавную систему дал жизнь и название седьмой ноте. Позже некоторые из них переименовали на более благозвучное звучание (Ut – Do (Dominus) и т. д.). Нота SI названа в честь Святого Иоанна, покровителя певцов в церкви. Получается, что 7 нот, служащие основание для создания любой мелодии, попросту являются количеством строчек в хвалебной песни Святому Иоанну.

На сегодняшний день эти ноты используются не только для создания церковной музыки. С помощью семи простых нот музыканты предоставляют миру свои шедевры, которые можно будет воспроизвести через века. Тем не менее, изучение нотной грамоты является кропотливым делом, не смотря на то, что количество нот ничтожно мало. В последнее время появляются всё больше виртуозов, которые сохраняют традицию передавания и воспроизведения мелодии на слух.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу