Строй и интонация

Легато
Выработка звука
Метроном
Другие статьи

Трубач — солист духового, эстрадного, симфонического оркестра – должен следить за интонацией не только на своем инструменте, но и за чистотой строя всей группы трубачей. Исполнение интервалов в аккордах, выдержанных гармониях, в подголосочной или имитационной полифонии требует совершенно иной природы звуковысотного интонирования. В музыке гомофонно-гармонического склада каждый голос партии трубы представляет собой своего рода мелодию-горизонталь. Но если эта горизонталь не выполняет роль контрапунктического голоса, интервалы, ее составляющие, теряют свободно-интонируемую мобильность. Они начинают интонироваться по вертикали, как аккордовые созвучия. В данное случае в действие вступают закономерности чистого строя.

Гармонические интервалы интонируются в более ограниченной зоне и более строго, стабильно по сравнению с мелодическими, так как акустико-психологическая основа их интонирования совершенно отлична.

Простейшим видом аккорда является трезвучие до мажора. Звук до — основной тон. Он требует устойчивой интонации. Хоровики говорят: терция «делает» аккорд. Звук ми должен иметь тенденцию к повышению. Соль требует устойчивого интонирования. Для минорного трезвучия характерна несколько заниженная терция.

Таким образом, звуковысотный слух трубача развивается на основе ладомелодических и ладогармонических функциональных тяготений звуков и аккордов. Он связан с эмоциональным характером мелодического движения в процессе интонирования музыкальных построений, является основой и составной частью более сложных, воспитываемых годами видов музыкального слуха — мелодического и гармонического. Исполнительство на трубе предполагает различные закономерности звуковысотного интонирования мелодий и интервалов в аккордах. Вариантное разнообразие интонаций, возможное на трубе, позволяет исполнителю играть на этом инструменте с относительно фиксированным строем так же чисто и выразительно, как это возможно на инструментах со свободной нефиксированной интонацией. Огромную роль играет интонация как средство музыкальной выразительности. Трубач должен обладать способностью сознательно интонировать то или иное мелодическое построение. Мелодия пошла вверх, интонация тоже, и наоборот, мелодия спускается вниз, интонация тоже. В музыке есть звуки более важные и менее важные. Есть опорные и вспомогательные, кульминационные. Для слуха важна направленность движения и цель движения. Опорные звуки при движении мелодии вверх должны быть несколько завышены.

Источник: trumpetclub.ru

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу