Авлос представляет собой древнегреческий духовой инструмент, который оснащался двумя разновидностями тростей: двойной либо одинарной. Сам музыкальный инструмент также может быть двойным или одинарным. По конструкции у него есть сходство с современным гобоем.
Описание древнегреческого инструмента
Корпус авлоса представляет собой трубку или дерева или кости, в ней высверлены отверстия – от трех до пяти штук. В трубке внутри предусмотрено отверстие для вставления цилиндра, имеющего скошенный конец. В данный цилиндр вставлялась еще и двойная трость. Методику производства тростей для греческого авлоса в свое время детально охарактеризовал Теофраст. Так как игра на данном духовом инструменте нуждалась в сильном напряжении мышц лица, некоторые музыканты – авлеты применяли кожаные ремни. Эти приспособления охватывали шею, за счет чего натягивались щеки. Ремни можно наблюдать на изображениях, где присутствовали древние авлеты.
Вероятно, авлос древние греки заимствовали у малазийцев, сам же народ считал, что этот инструмент к ним прибыл из Фригии. У древнеримских народов авлос называли тибией. Интересно, что помимо одинарного инструмента, большое распространение получили двойные авлосы – с одинаковыми или различными трубками.
Практика и распространение авлоса в античном мире
Авлос вместе с кифарой являлся одним из самых востребованных музыкальных инструментов в древности. Игра на нем использовалась в античных трагических театрах, в культе бога Диониса и Кибелы. Также музыку авлоса использовали для жертвенных спондеев, во время войн и траурных церемоний. Наконец, этот инструмент звучал во время разнообразных праздников и застолий – во время пиров. Им также увлекались и бродячие уличные музыканты-бедняки. Нередко в Древней Греции проводись состязания между авлетами – это был обязательный пункт в местных играх.
Сольный вокал в сопровождении этого музыкального инструмента назывался авлодией. Игра на нем называлась авлетикой. Нередко на авлосе играли не только мужчины, но и женщины, что подтверждается обширной античной иконографией. В древнегреческой литературе остались свидетельства подробной классификации жанров музыки, которая исполнялась на авлосе. Общее типологическое определение пьесы, произведенной с помощью авлоса – это авлема.
Древнегреческие писатели по традиции связывали авлос с Фригией, а классические свойства фригийского лада – экстатичного и возбужденного, скорее всего, в свою очередь объяснялись применением авлоса во фригийском культе. Впрочем, музыка авлоса не ограничивалась исключительно перечисленными свойствами.
Чтобы контролировать лицевые мышцы, испытывающие сильное напряжение, авлеты применяли специальные ремни из кожи. О древней популярности этого инструмента в античные времена говорит специальная лексика, в которой отражаются функциональные виды профессии авлетов, к примеру, аккомпаниаторы, спондеи, музыканты, игравшие на «рогатом» авлосе.