Духовой бассетгорн

Бассетгорн представляет собой музыкальный деревянный инструмент, один из видов кларнета. Бассетгорн обладает таким же устройством, как у простого кларнета, однако у него большая длина, отчего и звучание более низкое.

Описание инструмента

Для компактности труба бассетгорна немного изогнута, как у раструба или мундштука. Кроме того, данный инструмент оснащен дополнительными клапанами, которые расширяют его диапазон ниже ноты до по написанию. Тембр музыкального инструмента напоминает тембр кларнета, однако немного более мягкий и матовый.

Как правило, бассетгорн используется в строе фа, то есть его звучание ниже написанных нот на чистую квинту. Нередко ноты для данного инструмента записываются, как ноты для валторны – в басовом ключе, выше на кварту написанных нот, в скрипичном ключе – на одну квинту ниже. В различные годы было сконструировано несколько видов бассетгорна в различных нотных строях, но они использовались крайне редко.

История создания бассетгорна

Наиболее ранний экземпляр бассетгорна из сохранившихся образцов принадлежит руке мастера Антона Пассау и Михаэля Майрхофера. Этот инструмент был создан примерно в середине восемнадцатого столетия, но нет ни доказательств, ни спорных факторов по поводу того, что изобретение этого духового инструмента относится к данному времени. Бассетгорны, применявшиеся в восемнадцатом столетии, обладали изогнутой сложной формой.

В последние годы восемнадцатого столетия инструмент пользовался большой популярностью среди исполнителей и композиторов. На этом духовом деревянном инструменте виртуозно играл прославленный австрийский кларнетист Антон Штадлер, что очень вдохновило Вольфганта Моцарта, который написал специальный Концерт для кларнета с оркестром. С самого начала он предназначался именно для его разновидности – бассетгорна.

Также бассетгорн встречался и в прочих сочинения великого композитора Моцарта – Реквиеме, Масонском траурном марше, некоторых камерных ансамблях. Концерты для бассетгорна были написаны также Генрихом Бакофеном и Карлом Штамицем.

Как только наступила эпоха романтизма, интерес к бассетгорну немного упал. Производители музыкальных инструментов почти полностью прекратили их изготовление, а композиторы практически перестали включать бассетгорн в свои композиции. К примеру, Бетховен применял бассетгорн только в одном единственном своем сочинении – балете Творения Прометея. Среди известных произведений того периода времени можно выделить две концертные пьесы, написанные для бассетгорна, кларнета и фортепиано Феликса Мендельсона.

В двадцатом столетии Штраус, который старался подобрать новые тембры, ввел бассетгорн в свой оркестр оперы «Электра», и после этого многократно применял его в прочих своих сочинениях. С тех пор интерес к бассетгорну стал снова увеличиваться, однако данный инструмент продолжал оставаться в тени прочих представителей кларнетного семейства.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу