История валторны

Валторна – член семейства духовых медных инструментов. В ее состав входит мундштук и достаточно длинная узкая трубка преимущественно спиральной формы с коническим сечением. На конце этой трубки – широкий раструб. В механизме валторны содержится пять вентилей, изменяющих длину инструмента и высотность звука. Масса инструмента составляет примерно два килограмма.

История валторны

Начало применения музыкального инструмента, напоминающего валторну, затеряно в столетиях и даже тысячелетиях. А наиболее старинные экземпляры производились из дерева, раковин, костей, рогов животных, керамических материалов, а затем из металла. Применялись они для религиозных обрядов, охоты и войны во всем мире. Древние мексиканские народы и ассирийцы использовали для обрядов морские раковины, к примеру, так они вызывали бога дождя. Евреи пользовались сигнальным священным инструментом – шофаром, изготовленным из рогов антилоп, баранов, козлов. Он применялся для созыва народа и предупредительного знака о войне или другом важном событии.

Также известно, что древние этруски производили изогнутый рог из природного терракота, привнесли его в центральную Италию около трех тысячелетий назад.

Первые бронзовые валторны в истории появились в древнеримские времена, их называли буцинами или корну. Применялись эти изделия во флоте и римских легионах для подачи определенных сигналов.

Средневековая валторна

В средневековые времена сигнальный рог пользовался большой популярностью. Он считался обязательной частью турниров, войн и охот. Его применяли в работе пастухи, сторожа, пожарные и другие. А в большинстве домов звуком рогов оповещали обитателей о том, что начинается трапеза. Они производились из самых разных материалов: металла, слоновой кости, рогов животных и пр.

Круглый рог в конце семнадцатого века появился в музыке при дворе Людовика четырнадцатого, и в скором времени композитор Люлли добавил данные инструменты в состав оркестра. Изначально валторны были только натуральными. То есть количество извлеченных нот составлялось лишь по натуральному звукоряду – обертоновому. А для перехода в иную тональность исполнитель должен был взять другой инструмент – более длинный или короткий.

В середине восемнадцатого столетия валторнист Антон Джозеф Хампель изготовил кроны – согнутые отдельные трубки различной длины, вставляемые в валторну. С их помощью менялась высота звукоряда. Последнее значительное изменение данного духового инструмента было связано с изобретением вентиля в начале девятнадцатого столетия, тогда валторна стала хроматическим инструментом. За счет этого валторнисты получили возможность извлекать любые ноты, не меняя кроны или сам инструмент, а также исполнять самостоятельные сольные партии в музыкальном оркестре.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу