Музыкальный инструмент концертина

Концертина – язычковый духовой музыкальный инструмент пневматического типа, представляющий собой гармонику с хроматическим звуковым рядом без готовых аккордов.

Описание инструмента

Изящная концертина напоминает гармошку. Она довольно легкая, и в плане массы – весит всего несколько килограммов, и в плане обучения игре. Отличием концертины от русской гармони является наличие мелодических клавиш с обеих сторон. Это дает возможность играть мелодии со свободным аккомпанементом. Не нужно путать наименование музыкального инструмента концертины с понятием концертино, которым называется маленький концерт. Однако довольно часто так именую и сам духовой инструмент.

История происхождения

Концертина появилась в Англии, в начале девятнадцатого столетия, когда многие ученые проводили разнообразные эксперименты по акустике. Такие эксперименты приводили иногда к возникновению новых музыкальных инструментов. Таким образом, в 1829 году Чарльз Уитстон запатентовал инструмент симфониум, который являлся исключительно духовым, однако оснащался кнопками, которые унаследовала небольшая гармошка с мехами. Она была изобретена в 1833 году. Концертина оснащалась кнопками из слоновой кости, шестигранным корпусом из красного дерева, клапанами, декорированными перламутром, а рычаги были изготовлены из серебра. Одним словом, это было настоящее произведение музыкального искусства.

С того времени концертина в английском языке – это почти то же самое, что русская гармошка. По этой причине и колючая проволока в виде гармошки называется концертиной. У инструмента, созданного Уитстоном, была хроматическая клавиатура – белые и черные клавиши, как у фортепиано. Этот инструмент стал академическим, предназначенным для игры классических музыкальных произведений, как в сопровождении фортепиано, так и в составе ансамблей. Среди музыкантов концертина получа огромную популярность. Однако при этом она имела очень высокую стоимость.

Приблизительно в это же время в начале девятнадцатого века Карл Улиг придумал собственную разновидность концертины квадратной формы, у которой кнопки отвечали лишь белым клавишам фортепиано. Их было по пять штук с каждой стороны. На каждую кнопку приходилось два отличительных звука, что напоминает принцип работы русской гармошки. Играть на этом инструменте можно было лишь народные композиции. Через год появилась концертина с шестигранной формой, которую произвели немцы для народной музыки. В ней кнопки располагались по аккордам, что давало возможность человеку, не разбирающемуся в музыке, довольно быстро и просто осваивать данный инструмент.

Русская концертина

В двадцатом веке в России концертина была также широко распространена как инструмент для куплетистов. Но она была признана буржуазной, и сейчас из известных русских исполнителей можно назвать лишь Валентина Осипова, который виртуозно демонстрирует классическую музыку на концертине.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу