Роговой оркестр

Особое явление в русской культуре - роговой оркестр, который создал в 1751 г. музыкант оркестра при дворе Ян Мареш — хороший валторнист, виолончелист и музыкальный мастер. Он создал хор из различных по длине охотничьих рогов, которые издавали по одному звуку.

По количеству исполнителей, которые играли на 1-м или 2-х рогах, было иногда больше сотни. Оркестр быстро стал модным и многими состоятельными дворянами создавались в своих имениях похожие – М. Демидовом, С.Нарышкином, К. Разумовским, Д. Столыпином, Б. Салтыковым, Н. Шереметевом и другими. Игра в них представляет собой огромную трудность и требует многочасовой репетиции – музыкант должен точно считать паузу и вовремя сыграть одну ноту. Неудивительно, что в них набирали крепостных, труд которых был задаром.

«Деятельность рогового оркестра была очень широкой: участие в официальном придворном празднестве, домашнего бала, серенаде, прогулке“на воде”, фейерверке, маскараде. Еще в конце XVIII в. роговая музыка участвует в публичной театральной постановке и концерте. В начале 19 веке, с расширением роли оркестра вообще, ее значимость в музыкальной жизни обеих столиц становится еще более необходимой и разнообразной ». Красочные описания одних из таких концертов мы нашли у Людвига Шпора, который слышал в 1801 году роговые оркестры, исполнявшие увертюру к одной из опер Глюка: « Поражает аккуратность, которая была бы сложной для струнного инструмента, и тем еще более сложна для рожкиста, каждая из которых играет только одну ноту.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу