Одного внутреннего слухового предвосхищения и тесно связанного с ним эмоционального переживания музыки недостаточно для полноценного исполнительского процесса. Необходимо, чтобы игровые движения были хорошо отрепетированы, стали привычными и даже в какой-то мере автоматичными; чтобы слуховые предвосхищения вызывали к действию определенное количество «технических представлений». Последние, однако, не должны превалировать, ибо чрезмерное их количество может подавить слуховые представления и эмоциональный тонус, вследствие чего исполнение станет ремесленным.
Необходимо, следовательно, комплексное предвосхищение воображения, куда входят представления о нотном тексте — тональностях, строении мелодии и аккомпанемента, о художественно-технических задачах, которые нужно выполнять в ближайшем эпизоде произведения. Способность нашего внутреннего слуха к комплексному предвосхищению воображения — это умение мыслить вперед, думать вперед, то есть сознательно управлять течением исполнительского процесса. «Всякий раз, когда мы обнаруживаем, что в исполняемой нами пьесе пальцы идут вразброд, остается честно признаться самим себе, что беда коренится в распределительном центре... Ум не шел в ногу с пальцами.
В содержание произведения исполнитель всегда вносит нечто-свое собственное, индивидуальное, связанное с миром его личных ощущений, переживаний. Поэтому если даже несколько исполнителей с одинаковой скрупулезностью выполняют все указания нотного текста, их исполнение будет индивидуально различно. Такое индивидуальное различие переживания одного и того же сочинения выражается в трактовке, то есть в различном звуковом оформлении, которое лежит за пределами указаний нотного текста. Индивидуальная трактовка никогда не остается постоянной. Она изменяется, совершенствуется в зависимости от роста исполнительского мастерства музыканта, обогащения его духовного мира, расширения музыкального кругозора.
Источник: brass-trumpet.my1.ru