Трость играет для саксофониста важную роль в звукообразовании. Она должна прежде всего соответствовать индивидуальным особенностям амбушюра саксофониста, легкости звукоизвлечения во всех регистрах у саксофониста, а также обеспечивать оптимальную атаку саксофониста, интонационную и динамическую устойчивость и отвечать желаемой окраске саксофона.
Первостепенное значение для саксофониста имеет правильный выбор новой трости, когда саксофонист определяет для себя ее основные характеристики – упругость, реакцию на атаку звука, тембр. Перед опробованием новой трости саксофонист сначала должен ее немного увлажнить, затем прижать трость большим пальцем правой руки к площадке мундштука, а свободными пальцами левой руки нажать клавиши Си, Ля или Соль и воспроизвести один из этих звуков в двух октавах. Новая трость саксофониста может быстро намокнуть, из-за чего представление о ее качестве у саксофониста может быть искажено. В этом случае саксофонисту трость нужно немного подсушить, а затем возобновить ее оценку.
Для занятий на инструменте, саксофонисту рекомендуется отобрать три-четыре хороших трости, чтобы в дальнейшем играть на них поочередно. Это даст возможность саксофонисту продлить срок эксплуатации тростей.
Рекомендуется также не очень сильно сдавливать трость зажимом. А для обеспечения большей свободы вибрации трости саксофонисту следует немного уменьшить давление первого крепежного винта зажима.
Саксофонист может по мере необходимости самостоятельно сделать подгонку трости под свой мундштук и амбушюр. Вот некоторые практические советы.
1. Подгонку следует производить на различных стеклянных и пластмассовых пластинах, через которые саксофонисту хорошо виден рисунок сердцевины светотени. Шлифовку и выравнивание поверхности трости для саксофониста лучше вести с помощью мелкозернистой водостойкой наждачной бумаги, бруска, медицинского скальпеля или реликтового хвоща.
2. Если боковые стороны трости окажутся несколько шире поля мундштука (что бывает характерно для самодеятельно изготовленных тростей), то саксофонисту в этом случае следует ее заузить.
3. Если при звукоизвлечении у саксофониста издается характерный присвист - "кикс", то это означает, что одна из боковых кромок среза слишком или недостаточно упруга.
4. Если трость резко звучит в верхнем регистре и саксофон резонирует на низких звуках, то саксофонисту нужно снять немного древесины у задней стороны рабочей части трости.
5. Тусклое звучание саксофона во всех регистрах можно несколько просветлить путем удаления древесины на участке за кончиком трости, ближе к "сердцевине" или на задней части среза.
6. Следует избегать обработки непосредственно кончика трости, так как в этом случае будет нарушен плавный переход сложного профиля среза. Если звуковой дефект у саксофона наблюдается в нижнем регистре, то следует обрабатывать заднюю часть среза, если же в верхнем – то зону, прилегающую к кончику трости.
7. Снятие древесины по всей поверхности игрового среза „облегчает" вибрационные качества трости.
8. У саксофониста тыльная сторона трости должна быть всегда плоской и гладкой. Появившиеся в процессе эксплуатации трости любые неровности следует немедленно зашлифовать.