Высокие ноты на трубе

Для кого-то игра на трубе не представляет сложности, а кто-то осваивает этот навык для укрепления своего здоровья. Как бы там ни было, любой трубач рано или поздно сталкивается с проблемой воспроизведения высоких нот. А это дело не всем под силу.

Факторы, влияющие на высоту звука

Для того чтобы научиться брать на трубе высокие ноты, нужно усердно заниматься. Для начала нужно понимать, что на высоту звука влияют следующие факторы, которые необходимо освоить:

1. Сила выдоха.
2. Положение языка.
3. Амбушюра.

Некоторые профессиональные трубачи наловчились играть одну и ту же ноту в двух-трёх октавах без изменения аппликатуры. Но для начинающих музыкантов такое исполнение кажется не реальным, поскольку все они сталкиваются с проблемой правильного извлечения высоких нот на трубе. Первое, о чём это говорит, это недостаток тренировок! При этом намного эффективнее заниматься с опытным педагогом, чем штудировать самоучитель.

Сила дыхания

Многое зависит от правильного дыхания, которое является основой для игры на духовых инструментах. При большом запасе воздуха можно играть длинные пассажи, а если научиться создавать плотную воздушную струю, то можно достичь и высоких нот. К слову, такое правило распространяется не только на трубу, но и флейту, губную гармошку, саксофон и даже свисток. Другими словами, каждый музыкальный инструмент подчиняется законам физики.

По отношению к духовым инструментам, в частности, к трубе, этот закон гласит: чем больше за 1 единицу времени пройдёт воздуха через отверстие, и чем меньше само отверстие, тем выше будет звук. Вот и получается, что для воспроизведения высоких нот нужно овладеть выдыханием воздуха с опорой на диафрагму. Именно от неё зависит мощный толчок воздушной струи.

Амбушюр и положение языка

Под амбушюром подразумевается особое положение губ трубача. Сдвижение и раздвижение уголков влияют на высоту ноты. Этот принцип также подчиняется вышеизложенному закону. Получается, что для игры высокой ноты нужно уменьшить просвет между губами. Чтобы достичь такого положения, необходимо сложить губы таким образом, будто сейчас будет насвист мелодии. Но при этом нельзя складывать губы трубочкой. Лучше всего прижать так, чтобы было ощущение напряжения.

Сужать поток воздуха можно и с помощью языка. Чем выше поставить язык в ротовой полости, тем выше будет воспроизводимая нота. Для регуляции положения языка рекомендуется тренироваться с помощью слогов:

• Для низких нот слог «та»;
• Для средних — «ту»;
• Для высоких — «ти».

Специальные упражнения

Для расширения рабочего диапазона каждое занятие нужно начинать с гамм. Для этого подбираются более удобные ноты, с которых можно начинать подъём на высокие. Длительность каждой ноты не должна быть меньше 1/2. По окончании доступного диапазона можно брать высокие ноты без изменения аппликатуры.

Хорошей разминкой будет проигрывание «педальных» нот, которые находятся ниже диапазона трубы.

Началась установка оборудования в оркестровой яме Большого тетра
Ученые возродили музыкальный инструмент, не звучавший 2 тысячи лет
Переход на 12-летнее образование пошел на пользу Черниговскому музыкальному училищу